Мертвый китайский военный_тм. Внебрачный сын Совы и Пятачка
Текст писался примерно полгода тому, но пока я не вижу существенных причин что-либо переписывать.
Все, от первого и до последнего слова - махровая имха, но вылезшая из литературы и прочих носителей матчасти)))
часть ПЕРВАЯ - традиционно общетеоретическая, в основном о самых актуальных социокультурных различиях в контексте Блича.
и - тут реально семь листов А4 рукописного текста
Мама, роди меня обратно….
Народное
РАЗ
Понеслась…
читать дальше"Человек заперт в "здесь" и "сейчас" (с).
Это, увы, объективная реальность, данная нам в ощущениях, и хрен куда денешься. В более чем значительной степени наше сознание, ассоциативные цепочки и рамки нормального (в смысле "допустимого") определяет наше "здесь и сейчас". То есть социально – психологический и социокультурный контекст, в котором мы росли, формировались и живем в настоящий момент.
И вот тут – то и начинаются бааальшие проблемы.
ДВА
Born in the USSR
читать дальшеПро Союз и пост – союзный период можно говорить очень, очень, очень долго. Поэтому придется пробежаЦЦо быстренько по наиболее важным в контексте заданной темы моментам.
Мы с вами родились и живем в обществе с нахер разваленной социальной структурой. Возникшая на ее обломках по факту псевдо – структура была задана интересами А) крайне ограниченного круга лиц Б) очень узкими целями. По достижении (по меньшей мере частичном) искомых целей псевдо – структуру по сути дела пустили на самотек. Напрочь не желая думать, что если что – то может сломаться, оно сломается, а после поворота от плохого к худшему цикл повторяется.
Но это была преамбула.
Амбула.
Европейской культуре присуще неравенство векторов ответственности. Ответственность нижестоящих существенно больше ответственности вышестоящих. Каноническая формула – "Вассал моего вассала не мой вассал", то есть "за действия этого ***ка я не отвечаю ВАЩЕ НИКАК". Исключения – полная зависимость группы от одного человека. Самый яркий пример – капитан корабля)))) Он – первый на борту после Бога, он отвечает за все. И обладает абсолютной властью на борту.
На советском же социокультурном пространстве все испохабилось до невозможности. "Говорим "партия" – подразумеваем "Ленин", говорим "Ленин" – подразумеваем "партия". Один термин "коллективная ответственность" чего стоит! Грубо говоря, мы не то чтобы потеряли истинный смысл этого понятия, но…
Грустно.
ТРИ
Восток – дело тонкое…
читать дальшеВ дальневосточном социокультурном пространстве дела обстоят немножко иначе. Перекос векторов "вверх – вниз" был (и остается) куда как меньше.
Древняя Индия, откуда "есть и пошло" ну очень многое.
"Долг (Путь)))) кшатрия – пучина битвы и защита подданных".
Да, за это подданных нехреново объедали, но профессиональный воин не может стоять у сохи. Да я и не о мировой (не)справедливости сейчас пишу. А об этических и культурных концепциях.
Китай. Ну, тут еще проще. Древнекитайский принцип разделения ответственности пополам, в полном соответствии с Конфуцием. У организатора чистые руки, у исполнителя чистая совесть.
Я знаю, что нет на Земле места идеалу. Я о социальной психологии…
Впрочем, не совсем.
ЧЕТЫРЕ
Клановая логика
читать дальшеЯ все же о Японии.
Ой… давайте отставим в сторону бОльшую часть уникальностей Японии и поговорим об одной. Эта страна не знала вражеского сапога до – вдумайтесь! – 1945 года. Чжурчжени и монголы не в счет. Эта страна воевала непрерывно многие сотни лет – и то были сугубо внутренние, но при том ни в малейшей степени не гражданские войны.
Эта культура породила профессионального воина, чьим Credo была беспредельная верность.
Клановая структура.
Клановая психология.
Я уже почти год насилую и выворачиваю свой моСК этой темой. Это сложновато для (пост)советского человека. Мы привыкли к круговой поруке – а тут круговая ответственность.
Позволю себе немаленькую цитату из "Города и ветра" Анастасии Парфеновой просто потому, что лучших слов я не встречала.
Ставьте вместо "халиссийское" – "клановое".
"Халиссийское сознание так или иначе склонно определять себя исходя из группы. Если халиссиец говорит с представителем другого клана, он видит себя членом своего клана и это сказывается на его речи и поведении. При разговоре внутри своего клана с сыном из другой семьи он воспринимает себя как представителя своей собственной и ведет себя соответственно. При взаимодействии с враждебной политической группировкой он выступает как представитель своей группировки, даже если она и состоит из него одного. Причем все происходит одновременно, все противостоящие группы, к которым принадлежим «я» и «другой», анализируются мгновенно и мгновенно же возникают соответствующие эмоциональные и поведенческие ответы"
То есть человек из элиты клана по самой своей сути воспринимает мир как взаимодействие социальных категорий.
И в первую очередь это касается его главы.
ПЯТЬ
Алое и Белое
читать дальшеИстория любого социума – это история его развития. И один из важнейших по факту этапов – образование военной аристократии. Интереснейший процесс, в котором человек меча входит в круг элит, приживается там, теряет свои исходные качества и уступает дорогу новому человеку меча. Это естественно и необходимо, для оздоровления и, гм, адекватизации элиты. Стоит ему прерваться – все мгновенно гниет нахрен.
И тут Япония – не исключение. Изначально крепко владеющая оружием аристократия Хэйан променяла меч и лук на кисть и флейту. Создала уникальную культуру и нежизнеспособный госаппарат. И легла в свой черед под рвущихся вперед "профессиональных вояк, грубых, жестоких, беспредельно верных и беспредельно лукавых" (с) А. Стругацкий
В это время воины звали себя bushi, а samurai означало служивый человек.
Вассал.
Самый же интересный для современников вопрос звучал очень просто – КТО?
Нам уже известно.
Тайра и Минамото.
Военная удача изменчивей шлюхи, ту хоть за деньги купить можно.
А чем выше залез, тем дольше лететь.
Тайра выиграли первый этап в чистую, но споткнулись о два "порожка".
Правитель – инок, Тайра – но Киемори, фактический хозяин страны, не умел останавливаться. Проблемы с тормозами уходят во тьму веков, да…
Киемори боялись до обморока, а он клал на вся и всех.
Но и он оказался не вечен.
И тут как раз и пришелся второй "порожек". Двое сдуру оставленных в живых Минамото.
Йоритомо, талантливый, жесткий, прагматичный политик.
Йошитсунэ, гениальный безо всяких оговорок полководец.
Лирическое отступление. Минамото – но Йошитсунэ.
Это имя вызывает у мня неконтролируемый восторг и бесконечное уважение.
Как можно заработать славу одного из величайших полководцев за всю историю очень воинственного народа? За четыре битвы и тринадцать месяцев чистого времени?
Он ведь делал всех, как маленьких.
Он то срывал войска в галоп, то просиживал хакама в гавани по одному ему ведомой причине. А потом вдруг аврально вылетал в точку, равноудаленную от всех вражеских патрулей и очень близкую к искомой цели.
Йошитсунэ обыгрывал своих противников не на тактическом – как они думали – уровне, не в отдельно взятом сражении, а на стратегическом – в период оперативной подготовки кампании.
Ну почему я не знаю, кто был его начштаба по разведке????????????
Правитель – инок посеял ветер своей диктатурой.
Его сыновья и внуки пожнали бурю войны Гэмпэй
ШЕСТЬ
Вассал моего вассала…
читать дальшеПредставьте себе картинку. Минамото уже в фаворе (и в Столице), Тайра уже однозначно не светит, но это все еще сила. Все вот – вот решится окончательно и бесповоротно.
Йошитсунэ уже готовит свой полубезумный рейд "за головами".
И в этот момент главы подвассальных Тайра кланов начинают один за другим от них отлагаться. Втихаря договариваться с Минамото.
Предавать своих сюзеренов.
Я напомню – это Япония.
Вертикальная иерархия вассалитета свята.
И никто, ни Минамото, ни Тайра не удивляются предательству именно в контексте текущего момента.
Мягко говоря странно, нэ?
А потом я перечитала списки тех, кто остался верен Тайра до конца.
Абсолютное большинство – прямые вассалы. Не имеющие на своей шее никого, кроме, может, семьи, но на это уже никто не смотрел.
На них не висел дом и клан.
Поддержка проигравших является смертным приговором клану.
Вопрос выживания клана является достаточным основанием для нарушения вассальной присяги.
Это не вызовет протеста даже у тех, кого при этом предают.
Ведь чем выше человек в иерархии клана, тем выше его ответственность перед кланниками.
И цена, которую платит глава лично, не принимается во внимание. Никем.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ - конкретная
СЕМЬ
Диспозиция.
читать дальшеСогласно имеющейся у нас инфе Общество Душ выходит чистой воды феодальной структурой.
Есть Король, наличием неких особых обязанностей, специальной подготовки и общей изолированностью впрямую ассоциирующийся с тэнно. (Терпеть ненавижу, когда тэнно переводят как Император. Здесь уместен лишь термин Государь)
Есть само Общество. В нем есть нам_не_показано_чем_занятая аристократия, частично связанная с вооруженными силами. Есть административное руководство, решения которого строго обязательны как для аристократии, так и для вооруженных сил. Есть те самые вооруженные силы, вроде как занятые только своим делом.
Ах да, есть еще и пейзане. Массы, если угодно.
Не всегда и всем довольные.
Еще у нас есть товарно – денежные отношения, и уже из этого лезут выводы.
Вспомните, господа, как ремонтируют Сейрейтей? Правильно, ручками. Строят леса, таскают кирпичи на спине.
Откуда лес, кирпичи, еда и сакэ для шинигами? Профессиональные солдаты на то и профи, чтобы жить на жалование.
То есть кто – то это делает.
И что – то мне подсказывает, что делают это жители Руконгая, имеющие с этого денюжку.
Здесь я вступаю на зыбкую почву, но за неимением официальной инфы я буду считать, что изделия жителей Руконгая попадают в Сейрейтей не просто так. Что за товарно – денежными отношениями стоит даже не впрямую Совет 46.
Что все примерно так, как было на этом свете.
Что Готэй 13 дотирует аристократия. Ведь именно аристократия контролирует Совет 46.
Мы же говорим о Дальнем Востоке, где чиновник всегда стоял выше солдата.
Выше.
Есть один очень хороший южнокорейский фильм, "Меч воина", про середину 17 века. Так вот там чиновники ноги вытирают о командира королевской гвардии почти в прямом смысле. Швыряют в него кружками и тапками. А он – генерал - молчит.
В свете этой логики совершенно естественным выглядит присутствие в рядах вооруженных сил глав Великих кланов. Даже "домашняя" армия нуждается в дополнительном, изнутри, контроле. Не случайно Великий клан Шихоуин связан теснейшими узами со спецслужбами – одним из базовых элементов системы контроля.
А с другой стороны, это действительно существенный реверанс аристократии Готэю. "Видите, мы считаем вас очень, очень, ОЧЕНЬ для нас важными. Мы вам доверяем. Почти."
Я повторюсь, это бОльшей частью чисто логические выводы, и по получении опровергающей инфы в исходнике я тут же пересмотрю концепцию.
ВОСЕМЬ
Но давят погоны на плечи…
читать дальшеИтак, мы имеем систему, в которой решения верховного административного органа равнообязательны для всех вне зависимости от статуса. Получивший бумажку за соответствующей печатью глава Великого клана "щелкает каблуками" и идет оный приказ выполнять.
Почему?
По двум причинам.
Раз – мы не знаем, когда и, главное, за что лишился статуса клан Шиба. Знаем только, что его последний глава чихать хотел на решения Совета. И немало раздражал этим тех, кто такого не мог себе позволить.
Два. Положение, как известно, обязывает. Я более чем уверена, что лояльность руководства кланов Совету 46 обеспечена безопасностью их людей. Чем дальше в лес действие, тем более гнусной выглядит вся лавочка. Точнее, все менее сказочной. Все более реальной.
К тому же – и в реальности в первую очередь – есть очень простые способы влиять на людей.
ДЕВЯТЬ
Дрессировка
читать дальше*утирая трудовой пот со лба* не прошло и, как я дошла до заявленной темы.
Правда все присутствующие читали 105 главу манги с мелким Бьякуей? А то ведь будут спойлеры.
…я ниасилил, откуда взялось весьма популярное мнение, что рокубантай-тайчо ледышка и тормоз. Вероятно, оттуда же, откуда штампы про Ренджи, Юмичику, Киру… то есть непонятно(((((((((
Имхо те, кто следует этим штампам, не только в культуре Японии (и нынешней, и средневековой) не разбираются, но и анимэ смотрели сикось – накось.
Я позволю себе кратенько расписать диспозицию, как я ее вижу.
Нам явлен шинигами очень высокого социального статуса, в полной мере отдающий себе в этом отчет. Крайне сдержанный "на людях". Крайне эмоциональный в бою. Имеющий очень четкое представление, что кому можно в отношении него самого – одному не сметь вздохнуть, другому – хватать за шарфик плечо.
Удивительно точно "отрабатывающий" ряд специфичных культурных концепций.
Позволю себе сослаться на "Хэйкэ – моногатари". Картина маслом на обоях.
*сумимасен, про**ала бумажку с точными цитатами* Участники войны Гэмпэй были твердо убеждены, что обрести славу в поединке можно лишь при условии, что все представились друг другу. Знакомо, правда? Тем не менее, воины самого высокого статуса не считали необходимым представляться незнатным противникам. Тоже знакомо:
- Who are you?
- I need not answer
298я глава манги)))
О чем это я? Вот, точно. Есть же еще глава 105, с мелким Бьякуей. Мальчик мягко говоря эмоциональный. Взрывной.
Вот только эмоции мешают думать, принимать взвешенные, обдуманные, просчитанные решения. Мешают в точности исполнять законы и рескрипты. Мешают оценивать и анализировать.
Мешают помнить, кто ты и за что отвечаешь.
Просто мешают.
Я бы рада ошибиться, честное слово, и поверить, что вся внешняя промороженность Бьякуи родом из несчастливой личной жизни, но это противоречит как основам психологии личности, так и логике его статуса.
…только не надо про Шихоуин – химэ. Что – то ту не то, ну совсем не то…
Будущего главу клана учат очень много чему. Истории, традициям и ритуалам, экономике, юриспруденции, политике, логике и риторике, принятию решений, принятию решений быстро, принятию решений быстро и под давлением.
Решений, основанных исключительно на выгоде для клана.
Я повторюсь, личные чувства и мотивы главы клана никого не волнуют.
Они не могут быть поправкой в расчетах судеб клана.
Западный монарх мог позволить себе "пЭрлы" вроде "Государство – это Я"
Тут мы имеем – "я" – это клан".
Как можно научить человека пренебрегать собой?
Как показывает вся история Японии – можно. Непросто.
Но можно.
Упаси нас с вами все Боги и бодхисатвы разом от личного знакомства с методами этой дрессуры.
ДЕСЯТЬ
Ахтунг, ересь.
читать дальше*доплетая последний щит* итак… в предыдущих сериях я пыталась объяснить, что действия Бьякуи от и до основаны на чуждых для нас культурно – этических нормах. Приводила примеры. Много раз повторяла слово "ответственность". Признавала, что моего воображения не хватит, чтобы представить, каково это – держать небо на плечах.
Сейчас я буду нести ересь.
Все показанные нам поступки Бьякуи в первой арке полностью логичны и совершенно правильны.
Включая отсутствие реакции на смертный приговор сестре и попытки прикончить ее спасителей.
Нам нигде не сказано, что это ему хоть сколько – то нравится. Зато сказано, что он was dumbfound. И явно хочет, чтобы все кончилось побыстрее – проскальзывает это пару раз.
Так же нам не сказано, что было бы, поведи он себя иначе. А вот японцам понятно.
Вся их история – это и история жертв во имя рода. Некогда Токугава Иэясу без колебаний приговорил к сэппуку собственно сына. Старшего и любимого. Тот спутался с деятелями, готовившими заговор против Оды Нобунаги. У Нобунаги был препаршивейший характер, и Токугаву он уничтожил бы без тени сомнения.
На момент вынесения приговора Иэясу не был уверен, что его сын действительно заговорщик.
Как уже отмечалось выше, Сейрейтей лавочка та еще. Чуть что – по мозгам. Сильно и больно. Получать только по своим… что ж делать. Налажал – отвечай.
Но что – то мне подсказывает, что за лажание главы клана платит весь клан. Причем явно недешево. Так что выбор между одной жизнью и благополучием клана… "Если Парламент приговорит королеву к смерти, она может наложить вето. Но традиции не позволят ей это сделать". Обратите внимание – удивление вызывает разве что отсутствие внешней реакции Бьякуи на приговор, но никак ни его позиция dura lex sed lex. Еще одно косвенное подтверждение того, что все не просто и не идеально. Ведь даже Укитаке с Кьёраку влезают в дело не просто так, а с твердой уверенности, что оно нечисто.
Бьякуя себе такого позволить не может. На его шее висит слишком многое.
Прав он был. Полностью.
И отступил тоже обоснованно.
помните дивную фразу Бьякуи по окончании их с Ичиго драки?
Kurosaki Ichigo, my sword was broken by your freedom (of spirit – манга)
Меня эта фраза с первого просмотра задела. Засела в голове намертво с пометками "ниасилил" и "нехватка матчасти?". Потому что явно есть в ней нечто выходящее за рамки разлетевшейся в руках Бьякуи зампакто.
Что?
Я даже полезла проверить одну завлекательную идею – но в Японии судебных поединков не было никогда. Под ордалию не спишешь.
Сказал мне как – то раз один умный человек – "книшшшки читать надо". В моем случае – перечитывать.
У. Кинг. "Дзен и Путь Меча".
"катана защищает справедливость и карает зло. … лишь божества и Будды считались более могущественными, чем катана"
В равном бою только меч определяет, кто прав, а кто нет. И сломанный меч означает проигрыш не потому, что больше нечем сражаться – это с таким уровнем кидо – то! – а что его обладатель не прав на самом деле.
Точнее, что прав в данной ситуации не он.
вот такие пироги с котятами. поскольку написала я явно не все, но не могу сказать, чего не хватает - всячески приветствуются вопросы, придирки и дополнения.
Все, от первого и до последнего слова - махровая имха, но вылезшая из литературы и прочих носителей матчасти)))
часть ПЕРВАЯ - традиционно общетеоретическая, в основном о самых актуальных социокультурных различиях в контексте Блича.
и - тут реально семь листов А4 рукописного текста
Мама, роди меня обратно….
Народное
РАЗ
Понеслась…
читать дальше"Человек заперт в "здесь" и "сейчас" (с).
Это, увы, объективная реальность, данная нам в ощущениях, и хрен куда денешься. В более чем значительной степени наше сознание, ассоциативные цепочки и рамки нормального (в смысле "допустимого") определяет наше "здесь и сейчас". То есть социально – психологический и социокультурный контекст, в котором мы росли, формировались и живем в настоящий момент.
И вот тут – то и начинаются бааальшие проблемы.
ДВА
Born in the USSR
читать дальшеПро Союз и пост – союзный период можно говорить очень, очень, очень долго. Поэтому придется пробежаЦЦо быстренько по наиболее важным в контексте заданной темы моментам.
Мы с вами родились и живем в обществе с нахер разваленной социальной структурой. Возникшая на ее обломках по факту псевдо – структура была задана интересами А) крайне ограниченного круга лиц Б) очень узкими целями. По достижении (по меньшей мере частичном) искомых целей псевдо – структуру по сути дела пустили на самотек. Напрочь не желая думать, что если что – то может сломаться, оно сломается, а после поворота от плохого к худшему цикл повторяется.
Но это была преамбула.
Амбула.
Европейской культуре присуще неравенство векторов ответственности. Ответственность нижестоящих существенно больше ответственности вышестоящих. Каноническая формула – "Вассал моего вассала не мой вассал", то есть "за действия этого ***ка я не отвечаю ВАЩЕ НИКАК". Исключения – полная зависимость группы от одного человека. Самый яркий пример – капитан корабля)))) Он – первый на борту после Бога, он отвечает за все. И обладает абсолютной властью на борту.
На советском же социокультурном пространстве все испохабилось до невозможности. "Говорим "партия" – подразумеваем "Ленин", говорим "Ленин" – подразумеваем "партия". Один термин "коллективная ответственность" чего стоит! Грубо говоря, мы не то чтобы потеряли истинный смысл этого понятия, но…
Грустно.
ТРИ
Восток – дело тонкое…
читать дальшеВ дальневосточном социокультурном пространстве дела обстоят немножко иначе. Перекос векторов "вверх – вниз" был (и остается) куда как меньше.
Древняя Индия, откуда "есть и пошло" ну очень многое.
"Долг (Путь)))) кшатрия – пучина битвы и защита подданных".
Да, за это подданных нехреново объедали, но профессиональный воин не может стоять у сохи. Да я и не о мировой (не)справедливости сейчас пишу. А об этических и культурных концепциях.
Китай. Ну, тут еще проще. Древнекитайский принцип разделения ответственности пополам, в полном соответствии с Конфуцием. У организатора чистые руки, у исполнителя чистая совесть.
Я знаю, что нет на Земле места идеалу. Я о социальной психологии…
Впрочем, не совсем.
ЧЕТЫРЕ
Клановая логика
читать дальшеЯ все же о Японии.
Ой… давайте отставим в сторону бОльшую часть уникальностей Японии и поговорим об одной. Эта страна не знала вражеского сапога до – вдумайтесь! – 1945 года. Чжурчжени и монголы не в счет. Эта страна воевала непрерывно многие сотни лет – и то были сугубо внутренние, но при том ни в малейшей степени не гражданские войны.
Эта культура породила профессионального воина, чьим Credo была беспредельная верность.
Клановая структура.
Клановая психология.
Я уже почти год насилую и выворачиваю свой моСК этой темой. Это сложновато для (пост)советского человека. Мы привыкли к круговой поруке – а тут круговая ответственность.
Позволю себе немаленькую цитату из "Города и ветра" Анастасии Парфеновой просто потому, что лучших слов я не встречала.
Ставьте вместо "халиссийское" – "клановое".
"Халиссийское сознание так или иначе склонно определять себя исходя из группы. Если халиссиец говорит с представителем другого клана, он видит себя членом своего клана и это сказывается на его речи и поведении. При разговоре внутри своего клана с сыном из другой семьи он воспринимает себя как представителя своей собственной и ведет себя соответственно. При взаимодействии с враждебной политической группировкой он выступает как представитель своей группировки, даже если она и состоит из него одного. Причем все происходит одновременно, все противостоящие группы, к которым принадлежим «я» и «другой», анализируются мгновенно и мгновенно же возникают соответствующие эмоциональные и поведенческие ответы"
То есть человек из элиты клана по самой своей сути воспринимает мир как взаимодействие социальных категорий.
И в первую очередь это касается его главы.
ПЯТЬ
Алое и Белое
читать дальшеИстория любого социума – это история его развития. И один из важнейших по факту этапов – образование военной аристократии. Интереснейший процесс, в котором человек меча входит в круг элит, приживается там, теряет свои исходные качества и уступает дорогу новому человеку меча. Это естественно и необходимо, для оздоровления и, гм, адекватизации элиты. Стоит ему прерваться – все мгновенно гниет нахрен.
И тут Япония – не исключение. Изначально крепко владеющая оружием аристократия Хэйан променяла меч и лук на кисть и флейту. Создала уникальную культуру и нежизнеспособный госаппарат. И легла в свой черед под рвущихся вперед "профессиональных вояк, грубых, жестоких, беспредельно верных и беспредельно лукавых" (с) А. Стругацкий
В это время воины звали себя bushi, а samurai означало служивый человек.
Вассал.
Самый же интересный для современников вопрос звучал очень просто – КТО?
Нам уже известно.
Тайра и Минамото.
Военная удача изменчивей шлюхи, ту хоть за деньги купить можно.
А чем выше залез, тем дольше лететь.
Тайра выиграли первый этап в чистую, но споткнулись о два "порожка".
Правитель – инок, Тайра – но Киемори, фактический хозяин страны, не умел останавливаться. Проблемы с тормозами уходят во тьму веков, да…
Киемори боялись до обморока, а он клал на вся и всех.
Но и он оказался не вечен.
И тут как раз и пришелся второй "порожек". Двое сдуру оставленных в живых Минамото.
Йоритомо, талантливый, жесткий, прагматичный политик.
Йошитсунэ, гениальный безо всяких оговорок полководец.
Лирическое отступление. Минамото – но Йошитсунэ.
Это имя вызывает у мня неконтролируемый восторг и бесконечное уважение.
Как можно заработать славу одного из величайших полководцев за всю историю очень воинственного народа? За четыре битвы и тринадцать месяцев чистого времени?
Он ведь делал всех, как маленьких.
Он то срывал войска в галоп, то просиживал хакама в гавани по одному ему ведомой причине. А потом вдруг аврально вылетал в точку, равноудаленную от всех вражеских патрулей и очень близкую к искомой цели.
Йошитсунэ обыгрывал своих противников не на тактическом – как они думали – уровне, не в отдельно взятом сражении, а на стратегическом – в период оперативной подготовки кампании.
Ну почему я не знаю, кто был его начштаба по разведке????????????
Правитель – инок посеял ветер своей диктатурой.
Его сыновья и внуки пожнали бурю войны Гэмпэй
ШЕСТЬ
Вассал моего вассала…
читать дальшеПредставьте себе картинку. Минамото уже в фаворе (и в Столице), Тайра уже однозначно не светит, но это все еще сила. Все вот – вот решится окончательно и бесповоротно.
Йошитсунэ уже готовит свой полубезумный рейд "за головами".
И в этот момент главы подвассальных Тайра кланов начинают один за другим от них отлагаться. Втихаря договариваться с Минамото.
Предавать своих сюзеренов.
Я напомню – это Япония.
Вертикальная иерархия вассалитета свята.
И никто, ни Минамото, ни Тайра не удивляются предательству именно в контексте текущего момента.
Мягко говоря странно, нэ?
А потом я перечитала списки тех, кто остался верен Тайра до конца.
Абсолютное большинство – прямые вассалы. Не имеющие на своей шее никого, кроме, может, семьи, но на это уже никто не смотрел.
На них не висел дом и клан.
Поддержка проигравших является смертным приговором клану.
Вопрос выживания клана является достаточным основанием для нарушения вассальной присяги.
Это не вызовет протеста даже у тех, кого при этом предают.
Ведь чем выше человек в иерархии клана, тем выше его ответственность перед кланниками.
И цена, которую платит глава лично, не принимается во внимание. Никем.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ - конкретная
СЕМЬ
Диспозиция.
читать дальшеСогласно имеющейся у нас инфе Общество Душ выходит чистой воды феодальной структурой.
Есть Король, наличием неких особых обязанностей, специальной подготовки и общей изолированностью впрямую ассоциирующийся с тэнно. (Терпеть ненавижу, когда тэнно переводят как Император. Здесь уместен лишь термин Государь)
Есть само Общество. В нем есть нам_не_показано_чем_занятая аристократия, частично связанная с вооруженными силами. Есть административное руководство, решения которого строго обязательны как для аристократии, так и для вооруженных сил. Есть те самые вооруженные силы, вроде как занятые только своим делом.
Ах да, есть еще и пейзане. Массы, если угодно.
Не всегда и всем довольные.
Еще у нас есть товарно – денежные отношения, и уже из этого лезут выводы.
Вспомните, господа, как ремонтируют Сейрейтей? Правильно, ручками. Строят леса, таскают кирпичи на спине.
Откуда лес, кирпичи, еда и сакэ для шинигами? Профессиональные солдаты на то и профи, чтобы жить на жалование.
То есть кто – то это делает.
И что – то мне подсказывает, что делают это жители Руконгая, имеющие с этого денюжку.
Здесь я вступаю на зыбкую почву, но за неимением официальной инфы я буду считать, что изделия жителей Руконгая попадают в Сейрейтей не просто так. Что за товарно – денежными отношениями стоит даже не впрямую Совет 46.
Что все примерно так, как было на этом свете.
Что Готэй 13 дотирует аристократия. Ведь именно аристократия контролирует Совет 46.
Мы же говорим о Дальнем Востоке, где чиновник всегда стоял выше солдата.
Выше.
Есть один очень хороший южнокорейский фильм, "Меч воина", про середину 17 века. Так вот там чиновники ноги вытирают о командира королевской гвардии почти в прямом смысле. Швыряют в него кружками и тапками. А он – генерал - молчит.
В свете этой логики совершенно естественным выглядит присутствие в рядах вооруженных сил глав Великих кланов. Даже "домашняя" армия нуждается в дополнительном, изнутри, контроле. Не случайно Великий клан Шихоуин связан теснейшими узами со спецслужбами – одним из базовых элементов системы контроля.
А с другой стороны, это действительно существенный реверанс аристократии Готэю. "Видите, мы считаем вас очень, очень, ОЧЕНЬ для нас важными. Мы вам доверяем. Почти."
Я повторюсь, это бОльшей частью чисто логические выводы, и по получении опровергающей инфы в исходнике я тут же пересмотрю концепцию.
ВОСЕМЬ
Но давят погоны на плечи…
читать дальшеИтак, мы имеем систему, в которой решения верховного административного органа равнообязательны для всех вне зависимости от статуса. Получивший бумажку за соответствующей печатью глава Великого клана "щелкает каблуками" и идет оный приказ выполнять.
Почему?
По двум причинам.
Раз – мы не знаем, когда и, главное, за что лишился статуса клан Шиба. Знаем только, что его последний глава чихать хотел на решения Совета. И немало раздражал этим тех, кто такого не мог себе позволить.
Два. Положение, как известно, обязывает. Я более чем уверена, что лояльность руководства кланов Совету 46 обеспечена безопасностью их людей. Чем дальше в лес действие, тем более гнусной выглядит вся лавочка. Точнее, все менее сказочной. Все более реальной.
К тому же – и в реальности в первую очередь – есть очень простые способы влиять на людей.
ДЕВЯТЬ
Дрессировка
читать дальше*утирая трудовой пот со лба* не прошло и, как я дошла до заявленной темы.
Правда все присутствующие читали 105 главу манги с мелким Бьякуей? А то ведь будут спойлеры.
…я ниасилил, откуда взялось весьма популярное мнение, что рокубантай-тайчо ледышка и тормоз. Вероятно, оттуда же, откуда штампы про Ренджи, Юмичику, Киру… то есть непонятно(((((((((
Имхо те, кто следует этим штампам, не только в культуре Японии (и нынешней, и средневековой) не разбираются, но и анимэ смотрели сикось – накось.
Я позволю себе кратенько расписать диспозицию, как я ее вижу.
Нам явлен шинигами очень высокого социального статуса, в полной мере отдающий себе в этом отчет. Крайне сдержанный "на людях". Крайне эмоциональный в бою. Имеющий очень четкое представление, что кому можно в отношении него самого – одному не сметь вздохнуть, другому – хватать за шарфик плечо.
Удивительно точно "отрабатывающий" ряд специфичных культурных концепций.
Позволю себе сослаться на "Хэйкэ – моногатари". Картина маслом на обоях.
*сумимасен, про**ала бумажку с точными цитатами* Участники войны Гэмпэй были твердо убеждены, что обрести славу в поединке можно лишь при условии, что все представились друг другу. Знакомо, правда? Тем не менее, воины самого высокого статуса не считали необходимым представляться незнатным противникам. Тоже знакомо:
- Who are you?
- I need not answer
298я глава манги)))
О чем это я? Вот, точно. Есть же еще глава 105, с мелким Бьякуей. Мальчик мягко говоря эмоциональный. Взрывной.
Вот только эмоции мешают думать, принимать взвешенные, обдуманные, просчитанные решения. Мешают в точности исполнять законы и рескрипты. Мешают оценивать и анализировать.
Мешают помнить, кто ты и за что отвечаешь.
Просто мешают.
Я бы рада ошибиться, честное слово, и поверить, что вся внешняя промороженность Бьякуи родом из несчастливой личной жизни, но это противоречит как основам психологии личности, так и логике его статуса.
…только не надо про Шихоуин – химэ. Что – то ту не то, ну совсем не то…
Будущего главу клана учат очень много чему. Истории, традициям и ритуалам, экономике, юриспруденции, политике, логике и риторике, принятию решений, принятию решений быстро, принятию решений быстро и под давлением.
Решений, основанных исключительно на выгоде для клана.
Я повторюсь, личные чувства и мотивы главы клана никого не волнуют.
Они не могут быть поправкой в расчетах судеб клана.
Западный монарх мог позволить себе "пЭрлы" вроде "Государство – это Я"
Тут мы имеем – "я" – это клан".
Как можно научить человека пренебрегать собой?
Как показывает вся история Японии – можно. Непросто.
Но можно.
Упаси нас с вами все Боги и бодхисатвы разом от личного знакомства с методами этой дрессуры.
ДЕСЯТЬ
Ахтунг, ересь.
читать дальше*доплетая последний щит* итак… в предыдущих сериях я пыталась объяснить, что действия Бьякуи от и до основаны на чуждых для нас культурно – этических нормах. Приводила примеры. Много раз повторяла слово "ответственность". Признавала, что моего воображения не хватит, чтобы представить, каково это – держать небо на плечах.
Сейчас я буду нести ересь.
Все показанные нам поступки Бьякуи в первой арке полностью логичны и совершенно правильны.
Включая отсутствие реакции на смертный приговор сестре и попытки прикончить ее спасителей.
Нам нигде не сказано, что это ему хоть сколько – то нравится. Зато сказано, что он was dumbfound. И явно хочет, чтобы все кончилось побыстрее – проскальзывает это пару раз.
Так же нам не сказано, что было бы, поведи он себя иначе. А вот японцам понятно.
Вся их история – это и история жертв во имя рода. Некогда Токугава Иэясу без колебаний приговорил к сэппуку собственно сына. Старшего и любимого. Тот спутался с деятелями, готовившими заговор против Оды Нобунаги. У Нобунаги был препаршивейший характер, и Токугаву он уничтожил бы без тени сомнения.
На момент вынесения приговора Иэясу не был уверен, что его сын действительно заговорщик.
Как уже отмечалось выше, Сейрейтей лавочка та еще. Чуть что – по мозгам. Сильно и больно. Получать только по своим… что ж делать. Налажал – отвечай.
Но что – то мне подсказывает, что за лажание главы клана платит весь клан. Причем явно недешево. Так что выбор между одной жизнью и благополучием клана… "Если Парламент приговорит королеву к смерти, она может наложить вето. Но традиции не позволят ей это сделать". Обратите внимание – удивление вызывает разве что отсутствие внешней реакции Бьякуи на приговор, но никак ни его позиция dura lex sed lex. Еще одно косвенное подтверждение того, что все не просто и не идеально. Ведь даже Укитаке с Кьёраку влезают в дело не просто так, а с твердой уверенности, что оно нечисто.
Бьякуя себе такого позволить не может. На его шее висит слишком многое.
Прав он был. Полностью.
И отступил тоже обоснованно.
помните дивную фразу Бьякуи по окончании их с Ичиго драки?
Kurosaki Ichigo, my sword was broken by your freedom (of spirit – манга)
Меня эта фраза с первого просмотра задела. Засела в голове намертво с пометками "ниасилил" и "нехватка матчасти?". Потому что явно есть в ней нечто выходящее за рамки разлетевшейся в руках Бьякуи зампакто.
Что?
Я даже полезла проверить одну завлекательную идею – но в Японии судебных поединков не было никогда. Под ордалию не спишешь.
Сказал мне как – то раз один умный человек – "книшшшки читать надо". В моем случае – перечитывать.
У. Кинг. "Дзен и Путь Меча".
"катана защищает справедливость и карает зло. … лишь божества и Будды считались более могущественными, чем катана"
В равном бою только меч определяет, кто прав, а кто нет. И сломанный меч означает проигрыш не потому, что больше нечем сражаться – это с таким уровнем кидо – то! – а что его обладатель не прав на самом деле.
Точнее, что прав в данной ситуации не он.
вот такие пироги с котятами. поскольку написала я явно не все, но не могу сказать, чего не хватает - всячески приветствуются вопросы, придирки и дополнения.
@темы: Матчасть
[KpLt] Schu von Reineke, спасибо за интересную информацию...
данке щён))) но я отнюдь не истина в последеней инстанции
Все равно здорово) по крайней мере, я ухватила очередной кусочек Японии и серьезнее задумалась не только о Бьякуе, но и о Бличе в целом. А то мангу читаю, а моменты вот подобные упускаются, упускаются - я просто предпочитаю не обращать на них внимания...
Вот. Так что - это Вам спасибо ^^
*задумчиво* то, что на Кучики-тайчо как на главе своего клана висит большая ответственность - это факт... Настолько само собой разумеющийся, что никто этого не осознает, хотя все замечают. Как говорится, прячьте на виду.
(не пинайтесь, это махровая ИМХА!)
то есть Ичиго более свободен, чем Бьякуя, потому и победил, нэ?
Ичиго куда более свободен, да, но тут еще кое-что. Бьякуя этой победы не хотел. Он дрался, потому что был должен. И, кстати, по гамбургсокму счету он победил - но у Ичиго был козырь в виде Хичиго.
но Бьякуя попробовал прогнуть под себя форс-мажор - и это отчасти получилось.
вилькоммен))))
не поняла?
выйти из игры. имея на то безупречный формальный предлог. и скорее всего выцепить таким образом время на обдумать вновь складывающуюся ситуацию
по ранению, что ли? поздновато как-то...
В равном бою только меч определяет, кто прав, а кто нет. И сломанный меч означает проигрыш не потому, что больше нечем сражаться – это с таким уровнем кидо – то! – а что его обладатель не прав на самом деле.
Точнее, что прав в данной ситуации не он.
И, насколько я понимаю, общественное давление оказывается не только на аристократов. Остальным там живется ничуть не легче - жизнь регламентирована для всех без исключения. И любые шаги не в ту сторону могут привести к тому, что человека вышвырнут из социума.
Конечно, японцы тоже люди и, если у них есть возможность поступить в связи с собственными интересами и не запалиться при этом, они так и поступят. Но в целом они всегда живут с оглядкой на мнение других.
В нашем обществе тоже есть такие группы, на примере которых приблизительно оценить, что значит - жить в японском обществе. Это деревни и небольшие поселки:одно неловкое движение - и на тебе клеймо. Тюрьмы, армия и др. сообщества с высокой плотностью народа на 1 кв.м - там тоже жесткие правила и беспощадная расправа за их нарушение. Нэ?
я тут "Мушиши" скурила - вот там так замечательно показано, что такое японская деревня...
а я хочу съездить... на месяцев так столько, сколько надо для увидеть максимум
Ну, и поучиться чему-нить местному (поварскому, танцевальному или живописческому).
Вопрос - кто из японцев будет за бесплатно со мной, дурой, возиццо? Нихто. Вот и сижу в России